Советы дефектолога

Уважаемые родители!

На базе нашего дошкольного учреждения функционирует Пункт коррекционно-педагогической помощи. Основной целью деятельности пункта является
развернуть

Уважаемые законные представители!

На базе нашего дошкольного учреждения функционирует Пункт коррекционно-педагогической помощи.

    Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.     

   Система   работы    по   оказанию   коррекционно-педагогической
помощи   направлена   на   исправление  (компенсацию)   индивидуальных
нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения,
активизацию   познавательной   деятельности,   преодоление   негативных
особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной
деятельности воспитанников с особенностями психофизического развития.

  Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития, в основном, проводятся в период с 16 сентября по 25 мая:

   Организация работы с воспитанниками осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий

   Продолжительность занятий определяется от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения.

    Периодичность посещения занятий детьми 2-4 раза в неделю.

 Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденным администрацией.

свернуть

Какие бывают нарушения развития речи и когда следует волноваться?

Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают
развернуть

Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают психолог, невропатолог и участковый терапевт, иногда учитель - дефектолог. С нарушения­ми речи в основном работает учитель - дефектолог и иногда, по необходимости, невропатоло­г.

Выделяют следующие виды нарушений:

  • дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате;
  • ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
  • дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, связанные с недостаточностью иннервации речевого аппарата, т. е. когда ребенок гово­рит, как будто у него во рту каша;
  • нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть связаны с различными заболеваниями гортани;
  • брадилалия (сильно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) — это нарушения тем­па речи. И то, и другое нарушение может встречаться как самостоятельно, так и в Сово­купности соматических, неврологических и психических заболеваний;
  • заикание — нарушение темпо-ритмической ор­ганизации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Часто на­блюдается у детей от двух до четырех лет. Это заболевание является распространенным, им страдает приблизительно 1 % населения. Заи­кание у детей может спровоцировать испуг, уг­рожающая ситуация или боль. Но не всегда испуганный ребенок начинает заикаться. Факторами, которые способствуют развитию этого заболевания, являются:

1)невропатическая отягощенностъ родителей;

2)мало положительных эмоциональных контактов между родителями  и ребенком;

3)поражение головного мозга (родовые травмы и пр.);

4)физическая ослабленностъ;

5)«нервность» ребенка;

6)недостаточность развития мелкой моторики рук;

7)ускоренное развитие речи;

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за поражения речевых зон коры головного мозга еще во внутриутробном периоде развития ре­бенка;
  • афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. Причинами могут стать нарушение мозго­вого кровообращения, травмы, инфекционные заболевания и т. д.

Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который вол­нует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умствен­ного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается об­ратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения.

В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько ме­сяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка за­паздывает.

 

Причин задержки речи может быть несколько.

1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Опреде­ляется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причи­ной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращен­ные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совер­шаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностиро­вать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стиму­ляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

 

Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

  1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.
  2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыба­ется.
  3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.
  4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не по­дает голос в ответ на обращенную к нему речь.

 

Когда нужно начинать беспокоиться?

1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

  1. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
  2. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.

5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нуж­но обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфек­ции, что может значительно затормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предло­жит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь.

Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое разви­тие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются наруше­ния речевого развития и слуха.

свернуть

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно – логопедической работе

Своевременное овладение  правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности.
развернуть

Своевременное овладение  правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности воспитанников к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

           Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная  сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто – бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, учавствующих   в речевом процессе.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. В зависимости от того, какая часть языка учавствует в образование согласных звуков, они делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (как  при звуке у), округляться (как при звуке о), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки  м, м’, н, н’.

Таким образом, при произнесении различных звуков каждый учавствующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиваться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при участии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

свернуть

Памятка для законных представителей

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка.

развернуть

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением звуков речи.

1. Артикуляционную гимнастику проводит ежедневно по 5 – 7 мин, чтобы вырабатываемые у ребёнка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребёнка.

3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.

4. Каждое упражнение повторяйте 3 – 4 раза.

5. Упражнения выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.

 

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

- родители, воспитатели  и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;

- необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;

- ребенок не виноват  в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком.

                                        Ему нужна помощь!

свернуть

Организация работы по исправлению звукопроизношения

 Речь маленького ребенка  формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

развернуть

 Речь маленького ребенка  формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать  свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательных и полноценных взаимоотношениях с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. В образовании звуков принимают участие активные органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо; неподвижные органы артикуляции: твердое небо, зубы, верхняя челюсть. Выработать движение органов артикуляционного  аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить дома ежедневно в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению  нужных звуков. Учитель - дефектолог показывает законным представителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить внимание.

свернуть